Зарубежные кинематографисты не любят описывать подвиги советских солдат в годы Второй мировой — им хватает своих рядовых райанов. Так что знакомиться с взглядом на войну «с той стороны» западным зрителям приходится по редким лицензионным дискам с нашей киноклассикой. И, судя по отзывам, увиденное многих впечатляет…

«Летят журавли» (1957)

Уильям Дж. Фиклинг из США: «Пока я смотрел этот фильм, то все время напоминал себе, что он снят в пятьдесят седьмом, да еще в СССР, что сделало просмотр еще более примечательным. Многие кинематографические эффекты в нем стали клише в 2002 году, но в 1957-м были свежими. Я впервые увидел фильм на американской премьере в 1963 году и был ошарашен его оригинальностью. И теперь, годы спустя, нет ни единой причины изменить мое мнение».

«Баллада о солдате» (1959)

Михаэль Бо из Дании сообщает: «Это изумительное кино, во многих своих аспектах неожиданное, которое невозможно забыть… Посмотрите его сразу, как только представится случай. Не позвольте предубежденности против всего советского помешать вам».

«Судьба человека» (1959)

Слаудио Карвальо из Бразилии: «Судьба человека» — блестящий русский антивоенный фильм, сага о кошмаре выживания в мясорубке Второй мировой войны. Великолепный нарратив, высочайшего уровня сценарий, режиссура/игра актеров и операторская работа. Кино порождает у зрителя ощущение документального, и меня не оставляет ощущение, что Сергей Бондарчук использовал в своем режиссерском дебюте хроникальные вставки».

«Отец солдата» (1965)

Yakflora из США пишет: «Великолепный фильм! Этот старик в нем очень милый — не персонаж, а просто сокровище. Я не грузин, а техасец, но вижу, что это кино — нечто большее, чем предмет культурной гордости».

«…А зори здесь тихие» (1972)

Aliandvin из США: «Когда я работал над проектом о советских женщинах в годы Второй мировой войны, мой профессор (он русский) посоветовал мне посмотреть этот фильм. Я ожидал что-то вроде романтической истории, но получил реалистичное кино, связанное с моей темой. Оно определенно отражает опыт и эмоции советских женщин своего времени… Я горячо рекомендую его всем, кто интересуется военной историей СССР».

«В бой идут одни «старики» (1974)

Арманд из Румынии: «Прекрасное кино. Со многими сюжетными линиями и глубоким смыслом. Военное, но не очередной фильм про картинный героизм и горы трупов. Это поэтическая, музыкальная лента, а не политический инструмент. Фильм про человеческие отношения без излишней сложности, о повседневных радостях и жертвенности… Фильм о Советском Союзе как большой семье — но без какого-либо флера пропаганды… Часть великой кинематографической школы».

«Они сражались за Родину» (1975)

Richard6 из Великобритании: «Это патриотическое кино с точки зрения русских. Со дня своей премьеры оно стало для всех последующих поколений русских людей и народов, сражавшихся в рядах Красной Армии с фашизмом, источником гордости и поклонения тем, кто сражался и погиб за свою отчизну».

«Восхождение» (1977)

Ларе Андерссон из Швеции отмечает: «Эмоциональное богатство фильма невозможно переоценить, он даёт ответы на непростые вопросы, которые не упомянуты в описании. Неспешное развитие характеров, перепады сложных отношений героев, напоминающие о картине «Комиссар» — словом, вот вам еще одно великое советское кино, заслуживающее второго просмотра. Как, впрочем, и третьего, и десятого. И продолжающее при этом транслировать интересные мысли, красивые образы и эмоциональную сложность».

«Иди и смотри» (1985)

Sellery из Великобритании: «Это величайшая из правдивых лент о войне, которые я видел — и возможно, величайшая из всех картин, что я видел в жизни вообще… И хотя фильм очень депрессивный и эмоционально обессиливающий, я не могу удержаться, чтобы не посмотреть его снова».