Многие из нас привыкли к тому, что йога – это стойка на голове, закидывание ног за голову и прочие гимнастические фокусы. Но если обратиться к первоисточнику, то мы обнаружим, что физическая часть йоги (асаны) – это лишь третья из восьми ступеней йогического пути (согласно  йога-сутрам Патанджали).

Так что же необходимо освоить йогину, прежде чем переходить к работе с телом? И что еще входит в эти восемь ступеней?

Согласно йога-сутрам, существует восемь ступеней йоги, и вот какие:

  1. Яма – моральные заповеди (нормы поведения);
  2. Нияма – внутренняя дициплина;
  3. Асана  – положения тела   (хатха-йога, включая мантры, мудры и не только);
  4. Пранаяма – дыхательные техники;
  5. Пратьяхара – контроль органов чувств;
  6. Дхарана – концентрация;
  7. Дхьяна – медитация;
  8. Самадхи — высшее состояние сознания, состояние погруженности в «Высшее я».

Каждая из этих ступеней очень объемная и требует глубокого рассмотрения, в этой статье хотелось бы подробнее поговорить о первых двух – о Ямах и Ниямах, ведь именно с них, согласно учению Патанджали, следует начинать свою практику.

Итак, Ямы – это моральные заповеди, определенные нормы поведения йогина, Патанджади выделяет 5 основных: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и апариграха.

Что же означают эти мудреные термины? На самом деле все довольно просто, и честно говоря, йогические законы очень схожи с заповедями основных мировый религий. Итак, по порядку.

Ахимса значит «ненасилие», то есть воздержание от причинения вреда любому живому существу как на деле, так и в мыслях. Это первый и, пожалуй, ключевой закон йоги. Один из самых ярких примеров ахимсы в Индии – это Махатма Ганди, один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия оказала влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен. В борьбе за независимость Индии Махатма Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления. «Абсолютное видение истины может проистекать только из полного познания ахимсы» Махатма Ганди

Для обычного человека принцип ахимсы значит ненасилие, в первую очередь, по отношению к своим близким, к окружению, избавление от гнева и всех его проявлений, а также ненасилие в употребляемой пище, то есть вегетарианская диета. С ахимсы начинается путь йоги.

Сатья или «правдивость» — не только в словах, но и в мыслях. Сатья означает думать, говорить и делать одно и тоже, это гармония в мыслях, поступках и словах. Сатья – это правдивость не только по отношению к окружающим, а, в первую очередь, по отношению к самому себе. Ложь ограничивает нас и мешает нашему духовному пути, так говорят веды. Очень часто в современном мире люди думают одно, говорят другое, а делают третье – какая уж здесь гармония.

Астейя значит «неворовство», то есть не просто физически ничего не украсть, это отсутствие самого стремления обладать чужим. Кроме того, этот принцип также означает ментальное не воровство, а не только физическое. Считается, что астейя наполняет наш ум удивительной силой.

Брахмачарья – контроль за плотскими желаниями, перевод энергии в духовное. Это касается наших органов чувств, умения контролировать свои чувства и переводить энергию в духовное – это и есть принципе брахмачарьи («воздержаения»). При этом говорится, что человек не должен следовать этому принципу «через силу», важно осознать его и духовно развиться.

Апариграха – нестяжательство, непринятие даров, свобода от ненужных вещей. Соблюдая апариграху, человек доволен тем, что есть, он отказывается от накопления и излишней роскоши.

Йоги говорят, что ямы очень и очень важны, и даже если поначалу не получается полностью соблюдать их и придерживаться этих правил, важно всеми силами стремиться к этому и постоянно размышлять о них.

Ниямы. Внутренняя дисциплина. Если ямы больше направлены вовне, это внешние нормы поведения, то ниямы – это внутренняя работа, самодисциплина. В йога-стурах Патанджали выделяет пять основных принципов ниямы: шауча, сантоша, тапас, свадхьяйя, ишварапранидхана.

Шауча значит «чистота»  — это не только внешняя чистота, но и внутренняя, чистота тела и чистота ума. Очень важно очищать и то, и другое, соблюдать чистоту речи, употреблять чистую пищу, иметь чистые привычки. В йоге существуют специальные практики для очищение тела, называемые «шаткармы» или «шаткрии», а лучший путь очищение ума – это медитация.

Сантоша или «удовлетворенность» — это внутренняя удовлетворенность тем, что имеешь, независящая от внешних обстоятельств. Сантоша не базируется на каких-то вещах, ее основа – это наши мысли и наша практика.

Тапас (аскетизм) – отказ от чего-то ради достижения высокого, духовного результата. Тапас – это то, что делает нас сильнее. Тапас устраняет нечистое внутри, наполняет силой и готовит к духовной практике.

Свадхьяйя («сва» — изучение, «дхьяйя» — я) – это самопознание, самоизучение, включая самонаблюдение, самоанализ, осознавание своих сильных и слабых сторон, мыслей, потребностей. Сюда же относится изучение духовной литературы и священных писаний, текстов.

Ишварапранидхана – посвящение плодов своей деятельности Богу, культивирование веры, духовных путь.

И вот только соблюдая эти основные правила, 5 принципов ямы и ниямы, следует приступать к практике хатха-йоги. В наше время большее внимание уделяется красоте тела, физической практике, йога зачастую сводится лишь к красивому построению асан. Но очень важно помнить об источнике всего этого древнейшего знания, стремиться к постепенному овладению всеми ступенями йоги, развивать мораль и нравственность.

Что весьма радует, многие учителя говорят, что мы живем в удивительное время, когда осваивать асаны и заниматься хатха-йогой разрешается даже тем, кто не достиг совершенства  в выполнении ямы и ниямы. И самое прекрасное в том, что со временем физическая практика также приводит человека к естественному соблюдению моральных законов – меняются привычки в поведении, появляется внутреннее спокойствие, умиротворение, становится легче контролировать свои чувства, у многих меняются привычки в питании, появляется естественное желание перейти на вегетарианскую диету.

Тем не менее, осознанное стремление к соблюдению ям и ниям, постоянное размышление об этом позволит йогину достичь более высоких результатов в более короткие сроки, позволит испытать не только физический эффект, но и духовную радость от практики, даст возможность испытать внутреннее счастье и изменить свою жизнь.