Следующее направление йоги, которое мы рассмотрим – это бхакти йога. Считается, что если для остальных трех видов йоги необходимо прилагать усилия (джняна, карма, раджа), то для бхакти йоги усилия не нужны, нужно просто открыть сердце.

Бхакти йога – это любовь и преданность к Богу. Причем, важно отметить, что йога – это не религия, и преданность к Богу может быть в любой конфессии, которая наиболее близка к вам, будь то ислам, христианство, буддизм или другие. Бхакти йога – это любовь к Богу как к Источнику всего сущего, Творцу, частица которого есть в нас самих.

Бхакти йог – это тот, кто посвящает всю свою деятельность, даже всю свою жизнь Богу. Ведь можно присваивать плоды своей деятельности себе, а можно понимать, что все дается нам свыше, и быть благодарными за это. Преданность Богу – это нечто большее, чем мы привыкли думать, это совсем иное, чем обычная любовь, к которой мы привыкли в жизни. Преданная любовь к Богу – это спонтанная связь с Ним, когда мы отдаем всего себя, «предаемся» ему.

Концепция бхакти-йоги такова, что все, что я вижу в жизни, включая себя самого – это проявление Божественного. В этой концепции человек уверен на 100%, что Бог о нем позаботится. «Без воли Бога не шелохнется и травинка» — это и есть бхакти-йога.

Можно думать, жить, говорить, готовить еду – все делать с Бхакти (любовью к Богу), и умереть тоже.

В шастрах (это древние ведические тексты) выделено четыре вида преданных:

  1. Арта – когда люди идут к Богу (в храмы, церкви), чтобы только попросить о чем-то и избавиться от страданий. Они страдают от своих личных проблем, и вспоминают о Боге, только чтобы их решить. Они просят только о себе.
  2. Джиднясу – это люди, которые ищут смысл жизни, такие интеллектуалы, которые уже обладают знанием (например, уже знают веды) и дальше через ум идут к Богу. Они уже не пойманы в ловушку повседневности, они преодолевают свои проблемы с помощью знания и понимают, что материальные удовольствия – это далеко не главное в жизни. Им также нужна милость Бога, чтобы обрести мудрость.
  3. Артарти – вспоминают о Боге для решения материальных проблем. Отличие от арты в том, что артарти просят не только для себя, но и для своей семьи, для своего бизнеса, для благосостояния.  Они просят не об избавлении от страданий, как арты, но о благах материальной жизни.
  4. Джняни – они свободны от всех желаний, это чистые йоги, они связаны с Высшим Сознанием. Они осознают, что все вокруг – это проявление Божественной природы.

Есть еще одно направление, так называемые вашры – это атеисты с высоким уровнем сознания, те, кто ищет справедливости (как Робин Гуд). Им также необходимо обрести мудрость в сердце.

Веды говорят, что когда мы ничего не просим у Бога, он обязательно наполнит нас, а если постоянно чего-то ожидать, то  с этими ожиданиями мы и останемся. Дело не в том, что наши желания не исполнятся – скорее всего как раз-таки Бог даст нам то, что мы просим. Проблема в том, что сами желания могут никогда не закончится.